:format(webp)/nginx/o/2023/08/22/15541864t1hdbf8.jpg)
- Одно из зданий зоопарка построено без охлаждения, но с пропускающей солнечный зной крышей
- Зимой за счет нового корпуса отапливается космос, что вытягивает средства из учреждения
- Негодную для местного климата пластиковую крышу не заменят, а нарастят мощность системы отопления
Хотя уже в прошлом году стало ясно, что в новом здании зоопарка, тропическом лесу Юго-Восточной Азии, слишком холодно зимой и слишком жарко летом, причины, почему такой брак оказался возможен, были установлены только после того, как этим вопросом заинтересовались СМИ.
В понедельник детский зоопарк, расположенный у ворот Таллиннского зоопарка, был полон интересующихся – кто гладил козу, кто завороженно наблюдал, как кролик жевал листья. На другом конце зоопарка за действиями белых медведей так следили десятки пар глаз, что даже стихли все разговоры. Расположенный между двумя популярными зонами, третья достопримечательность зоопарка, здание тропического леса Юго-Восточной Азии, которое открылось для посетителей только в мае этого года, было закрыто. Табличка на двери гласила, что центр закрыт для посетителей по понедельникам и что со вторника по воскресенье войти можно только утром и днем. Почему?
В зоопарк приходит меньше посетителей, уменьшилось количество животных и птиц
Пять лет назад в зоопарке было на 20 процентов больше посетителей.
За три года стало меньше крупных животных-птиц, больше рептилий и лягушек.
Видов/Особей (год)
- Млекопитающие
- Птицы
- Рептилии
- Земноводные
- Рыбы
Источник: Таллиннский зоопарк.
Неожиданные ошибки
«Временами в помещении становится слишком жарко, животные не выдерживают этого и умирают», – сказал Тоомас Сула, руководитель отдела обслуживания зоопарка. Он пояснил, что пластиковая крыша не защищает здание от палящего солнца, а системы охлаждения в здании нет.
Во-вторых, чрезмерное кондиционирование воздуха высушит его до такой степени, что биота тропических лесов не сможет этого вынести. «Построена безумно дорогая теплица, хотя я никогда раньше не слышал, чтобы эстонцы пытались держать птиц и животных в теплице», – сказал Сула, который говорит, что смотрители называют это место Донбассом – местом, куда никто не хочет идти. Но ходить приходится, и часто, потому что ту или иную вещь постоянно нужно подправлять на новом месте.
О том, что помещение перегревается в теплую погоду, стало ясно еще прошлым летом, когда в строящемся здании начались внутренние работы. Но проблема до сих пор не решена. По словам Сула, физика по образованию, они с сотрудниками придумали экстренный вариант: чтобы хоть как-то охладить перегретые 90 тысяч кубометров воздуха, влажность в помещениях доводят близко к максимальной – что тоже ненормально высоко для тропического леса. Известно, что вода может удерживать много тепла. Человеку очень некомфортно находиться в таком помещении, но в искусственной среде, имитирующей климат тропического леса, влажность в любом случае гораздо выше обычной.
Здание также покрывают тканью для того, чтобы защитить чрезмерного солнечного излучения. «В общем, такого рода действия в духе потемкинских деревень отнимают у сотрудников много дополнительных сил», – признался Сула.
/nginx/o/2023/08/22/15541869t1h9024.jpg)
Кроме того, на это расходуются деньги. В июне этого года здание тропического леса Юго-Восточной Азии потребляло почти треть всей электроэнергии, используемой зоопарком. Гораздо больше, чем в старом тропическом доме, где животных гораздо больше.
По словам Сула, хотя внешние стены объекта стоят надежно, между потолком и внутренними стенами уже довольно долгое время зияют трехсантиметровые трещины. Здание расположено в болотистой местности, но построено на ленточном, а не плитном фундаменте, а значит, поверхность земли не поддерживает перекрытия пола. «Строитель заполнил трещины пеной Makroflex, но это не остановит проседания в будущем», – сказал он.
Марго Падар, член правления компании Ehitus5eco, построившей здание, заявила, что просадка еще не превысила предел, разрешенный законом, и выразила надежду, что не будет этого делать в будущем.
Влажность невыносима
Человека, входящего в это здание, встречает запись звуков природы ночного тропического леса. При выходе на свет из темного коридора глаза должны бы снова начать видеть, но это случается не со всеми. По крайней мере, не сразу.
«Дайте мне руку, мои очки так запотели, что я не вижу, куда ступить», – воскликнула спотыкающаяся женщина, когда журналист Postimees посещал «Туманный лес» полтора месяца назад. Извилистый путь внутри помещения не ровный, а с неожиданными округлостями, как всегда на природе. Вторая женщина – спутница первой, немного постарше – через некоторое время пожаловалась: «Пойдем, я уже не могу дышать». Излишняя влажность и жара вместе взятые – для северян не шутка, особенно если состояние сердца оставляет желать лучшего.
До завершения строительства «Туманный лес» рекламировался, кроме прочего, и как место, где «просто хорошо находиться в холодную погоду».
«Там тепло, но очень влажно», – сказал Сула. Если одежда промокнет, пока люди внутри, выходить оттуда прямо на улицу зимой вредно для здоровья.
Туманный лес – тропический лес в Юго-Восточной Азии
- Строительство здания было завершено в 2022 году и открыто в мае этого года.
Обошлось в общей сложности в 5 456 396 евро:
- иностранное финансирование составило 2 492 850 евро
- город Таллинн добавил 2 963 546 евро
В здании тропического дождевого леса живут кошка-рыболов и бинтуронг (они и раньше были в зоопарке), восточная бескоготная выдра, летучая собака, некоторые экзотические рептилии, черепахи и птицы.
В старом стеклянном тропическом доме, отопление которого обходится дешевле, чем здания тропического дождевого леса, обитают такие приматы, как карликовая игрунка, шимпанзе, императорский и Эдипов тамарины, сенегальский галаго, а также сурикат, два вида крокодилов и другие живут жители.
Источник: Таллиннский зоопарк.
Кроме того, как выяснилось во время предыдущего отопительного периода, когда тропические помещения уже обустраивались, зимой здание потребляет больше тепла для поддержания необходимой для флоры и фауны температуры, чем ожидалось. «Я могу себе представить, что, если посмотреть на здание сверху с помощью тепловизионной камеры при минусовой температуре, можно будет увидеть, что энергия стремительно уходит отсюда, выдуваемая всеми семя ветрами. Мы отапливаем космос, хотя сейчас везде говорят о зеленом повороте», – признался Сула и добавил, что в Эстонии произошел очередной комплексный провал – откровенный брак, на который ушли огромные деньги.
Экспозиция обошлась в общей сложности в 5,4 миллиона евро, из которых три миллиона поступили из карманов таллиннских налогоплательщиков, остальное было покрыто деньгами Евросоюза. Хотя изначально зоопарк надеялся построить тропический высокогорный туманный лес, вскоре стало ясно, что эта идея слишком сложна для управления, и был создан более простой, равнинный тропический лес Юго-Восточной Азии.
«Зоопарк больше, чем город Таллинн», – сказал два года назад его бывший директор Тийт Маран (Социал-Демократическая партия) на церемонии закладки краеугольного камня здания «Туманного леса» и обосновал необходимость строительства уникального здания в Эстонии: «Ведь бессмысленно делать скучные вещи».
Однако, по мнению Сула, столь дорогостоящее дело потребовало бы большего участия. «Время от времени какую-то часть проекта нам демонстрировали как бы в качестве рекламы. Я помню, как мы увидели систему бассейнов. Мы сказали директору, что это никогда не заработает. Нам сказали, мол, что вы болтаете, тем дело и кончилось», – вспоминает он.
/nginx/o/2023/08/22/15541870t1h991c.jpg)
Перекладывание ответственности
С другой стороны, Маран, который весной ушел из зоопарка, став членом Рийгикогу, подтвердил, что в проекте «Туманного леса» было задействовано много опытных людей, и все это не делалось непродуманно. Например, для дизайна зоопарка была нанята консультант из Америки Юлия Ханулякова, задачей которой было совместить архитектуру здания и зоологию.
Тийна Вильберг, руководитель проектного бюро ConArte, рассказала, что, когда они начали работу над проектом, у клиента уже был готов проект зоодизайна, а также требование, что на здании тропического леса следует использовать пластиковую крышу. «Все рекомендации, поступившие оттуда, мы приняли за чистую монету, потому что сами не являемся специалистами в этой области». Со стороны зоопарк было пожелание, чтобы в здании были большие открытые проемы и как можно меньше опорных балок. «Без опор в данном случае невозможно использовать такой тяжелый материал, как стекло», – пояснила Вильберг, объясняя, почему, несмотря на сомнения, в итоге была все-таки выбрана пластиковая крыша. Хотя, например, тропический домик Таллиннского ботанического сада сделан из стекла.
Мартин Лепплаан, архитектор проекта «Туманного леса», который больше не работает в ConArte, добавил, что использование стекла в таких объектах уходит в прошлое. «Стекло невероятно тяжелое, и через него проходит естественное ультрафиолетовое излучение. В Эстонии пластиковый материал раньше не использовался, в отличие от других стран Европы». Лепплаан приводит в качестве ближайших примеров Швецию и Польшу.
На сайте вышеупомянутого производителя крыш Vector Foiltec ближайшее здание зоопарка с такой же крышей из пластиковых пленочных панелей ETFE можно найти в 1300 километрах на юге Польши, где крыша должна поддерживать теплую и достаточно сухую искусственную среду для африканских слонов и носороги, а не влажный тропический лес.
«Я понимаю, что с крышей что-то пошло не так, – продолжил Лепплаан, заявив, что рассматриваемая крыша сделана не из обычной пленки, а представляет собой четырехслойный материал из пленочных панелей с воздухом между ними. – Все параметры, предоставленные производителем, подходили для проекта. Но у меня нет информации о том, какой материал туда в итоге положили».
Падар, представитель Ehitus5eco, также знает о проблемах внутреннего климата дома, но добавляет, что они не имеют к этому никакого отношения – они исходили из условий того проекта, который предоставил зоопарк: «Как инженер-строитель, я понятия не имею, какой климат подходит для тропического леса. Но понятно, что нельзя разделить две связанные вещи – раз солнце должно освещать растения, вместе с тем, к сожалению, приходит и тепло».
/nginx/o/2023/08/22/15541866t1h0474.jpg)
Никто другой ситуацию не исправит
Надзор со стороны собственника также не обнаружил ошибок в работе застройщика. «У осуществляющего надзор нет компетенции оценивать проекты, потому что иначе ему самому пришлось бы быть еще и проектировщиком. А среди нас таких нет, – пояснил Ааре Лейс, руководитель предприятия Keskkonnaprojekti OÜ. – Но вы знаете старую поговорку, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Понятно, что все говорят, что они не виноваты, и уходят в защиту».
По мнению Марана, одной из причин того, что сложилась такая ситуация, также являются деньги. «Это наш неудачный метод проведения тендера. Очень часто знаешь, кто тебе обеспечит хороший результат, но приходится выбирать самое дешевое предложение», – пояснил он, почему не пригласил к участию в государственном тендере предпринимателей из-за границы, которые ранее строили и проектировали зоопарки.
По словам Лейса, попытки создания чего-то нового всегда сопряжены с риском, но несчастные случаи случаются, когда совершается несколько ошибок подряд. «Все постройки в Эстонии полны ошибок, они маленькие. Но более крупная ошибка может послужить катализатором, запускающим фатальную цепь событий. Как в случае с холодным складом для вакцин – когда заказчик захотел пол с подогревом в холодном складе, и проектировщик выполнил его распоряжение».
Лейс продолжил, что и в этой истории определенно есть большое количество нюансов, которые следует рассмотреть – кто, что, где и когда сделал или не сделал неправильно. «В конце концов может оказаться, что виноваты все, но сначала заказчик должен взглянуть правде в глаза и найти техническое решение». Чем скорее, тем лучше.
По его словам, Маран уверен, что проблема не в современной пластиковой крыше, а ошибка кроется в системе охлаждения и отопления. «Для меня самого стало большим сюрпризом, когда выяснилось, что в доме не удается поддерживать температуру», – сказал он. Однако он не назначил экспертизу для выявления недостатков.
К настоящему времени дело начало двигаться. Глава Таллиннского управления городского имущества Харди Алликсаар заявил, что теперь очевидно, что была допущена ошибка, поскольку при проектировании не было учтено, что крыша пропускает тепло в зависимости от окружающей температуры. В холодную погоду крыша выпускает больше тепла, чем учел проектировщик при определении мощности отопления, в теплую погоду – внутрь поступает больше, чем охлаждающая способность помещения.
Катрин Тыру, финансист, временно исполняющая обязанности директора зоопарка, рассказала, что проектировщик лишь частично признал свою ошибку, поскольку подробных исходных данных о ранее неиспользованном кровельном материале в Эстонии не было: «Зоопарк направил протест проектировщику по поводу приемки уже принятых проектных работ и удержал последний платеж по договору, который составляет десять процентов от суммы договора».
Как заверила Тыру, в будущем отопление и охлаждение «Тропических лесов Юго-Восточной Азии» станут более мощными. Проект готов и дальше его ожидает экспертиза – достаточна ли предлагаемая мощность для поддержания необходимого внутреннего климата в здании. В зависимости от результатов экспертизы будут планироваться дальнейшие действия. «Поэтому пока что невозможно ответить, когда можно будет исправить ошибку и сколько это может стоить», – сказала она.
Зоопарк в цифрах за 2022 год
На содержание зоопарка было потрачено 6,1 миллиона евро, из которых 44 процента составили затраты на зарплату сотрудников.
Численность сотрудников составляла чуть более 200 человек.
На продаже билетов зоопарк заработал 1,3 миллиона евро.
На инвестиции было потрачено 4 миллиона евро.
Источник: Таллиннский зоопарк.
Бывший директор Тийт Маран: посетителей будет еще меньше
Таллиннский зоопарк похож на маленькую модель сокращающегося постоянного населения Эстонии: там умирают больше крупных животных, а также и птиц, чем рождаются. Однако, при том, что в последнее время население страны увеличилось за счет иммиграции, для зоопарка было приобретено лишь несколько крупных животных.
В 2019 году коллега, журналист Микк Салу писал, как руководство зоопарка планировало провести локальную «генеральную уборку» среди копытных. Некоторым видам суждено было исчезнуть из зоопарка, а среди оставшихся их численность должна была сократиться в несколько раз.
Признаком современности во всем мире является специализация, как говорят в зоопарке. В настоящее время, похоже, принятым направлением развития стали рептилии и лягушки, которых стало больше, чем раньше. При этом за последние пять лет количество млекопитающих сократилось на одну пятую – и одновременно уменьшилось количество посетителей. Падение интереса удобно связать с коронавирусом, но снижение началось раньше.
Учитель биологии Силья Пихельгас указала на одну причину: дети хотят видеть больших животных, но в зоопарке их видно все меньше и меньше. «Клетки пусты, и детям быстро становится скучно. Они хотят увидеть хотя бы лося или бурого медведя, но для этого придется поехать в Элиствере».
Согласно программе развития, зоопарк рассчитывал, что через три года его будет посещать не менее полумиллиона посетителей в год, но в прошлом году их было всего 350 000.
«В долгосрочной перспективе я прогнозирую, что посетителей будет еще меньше», – сказал Тийт Маран (Социал-Демократическая партия), который управлял зоопарком шесть лет и покинул пост директора в апреле. Корнем зла бывший директор зоопарка считал усиление конкуренции – в Таллинне появилось больше учреждений, привлекающих посетителей. Но вдобавок приходится ремонтировать места обитания животных, а в это время животных нельзя показывать публике.
С другой стороны, по словам Марана, новые экспозиции привлекают больше интересующихся. Он имел в виду недавно открытую зону посещения тропических дождевых лесов Юго-Восточной Азии. Но теперь стало ясно, что готовое здание имеет серьезные недостатки, которые не позволяют поддерживать в нем температуру, подходящую для жизни тропического леса. Зона посещения недоступна для посещения в определенные часы. Кроме того, там можно увидеть меньше животных, чем, например, в старом тропическом доме.
Более крупные животные живут в зоопарке еще со времен еще предыдущего директора, Мати Каалу. Но и животные тоже стареют. В марте, например, на тот свет отправились полосатая гиена Кати и гребнистый крокодил Лонни, в июле – европейский зубр Рама и последний желтопузик зоопарка.
Еще больше обидно, когда умирает молодое животное. В июне, всего через неделю после перевода во временный вольер, носорог Кигома поднялся передними ногами на перегородку, его голова застряла между двумя балками, и животное умерло. Этому животному было всего 13 лет, но в искусственных условиях носороги живут до 50 лет.
Хотя в Сельскохозяйственном и продовольственном департаменте сочли смерть Кигомы несчастным случаем, носорогов обычно не содержат в помещениях с горизонтальными перегородками. Именно для того, чтобы не допускать подобных происшествий.
Анне Салунеэм, за полвека изучившая повадки животных в зоопарке, также подтвердила, что носороги – «те еще проказники, особенно самцы». Как и погибший Кигома. «В то же время они чувствительны, чем-то похожи на лошадей: они могут быть очень нежны с кем-то, кого знают», – описала он.
Зоопарк почти пять месяцев оставался без управляющего, но с появлением нового директора не складывалось. Из 64 претендентов, подавших заявки в первом туре, город Таллинн не смог выбрать никого. По данным пресс-службы горуправы, к поиску директора теперь будет привлечено агентство по поиску персонала. Для этого предложения были направлены четырем предприятиям. С тем из них, которое проведет мероприятия по поиску и найму, город надеется определиться и подписать контракт к концу августа. Поиск работника начнется не раньше сентября. Однако сейчас никто не знает, когда новый директор вступит в должность. А также, удастся ли новому управляющему добиться процветания зоопарка или продолжится упадок, как и предсказывал Маран.